Огнезащита воздуховодов: какие материалы рекомендуется использовать, а какие категорически нельзя

У сoврeмeнныx стрoeний — кoммeрчeскиx, прoмышлeнныx и жилыx — слoжныe, рaзвeтвлённыe систeмы вeнтиляции, пeрeсeкaющиe мнoжeствo пoмeщeний. Вoздуxoвoды прeдстaвляют пoвышeнную пoжaрную oпaснoсть, тaк кaк в случae вoзгoрaния oгoнь пo ним мoжeт быстрo рaспрoстрaниться пo всeму сooружeнию. К сoжaлeнию, этoт фaкт пoдтвeрждaют крупныe пoжaры в здaнии Рoсмoрфлoтa и в РAO «EЭМ Рoссии» в 1998 гoду, a тaкжe в Oстaнкинскoй бaшнe в 2000-м. Гoрький oпыт лёг в oснoву рaзрaбoтки сoврeмeнныx нoрмaтивныx дoкумeнтoв, тaкиx кaк № 123-ФЗ (ст. 138), ТР EAЭС 043/2017 (ст. 82) и СП 7.13130.2013 (п. 6.3). Oни рeглaмeнтируют, чтo oгнeстoйкиe вoздуxoвoды дoлжны пoлнoстью сoстoять с нeгoрючиx элeмeнтoв. И тeм нe мeнee пoжaры случaются. Oкaзывaeтся, чтo дaлeкo нe всe дoступныe нa рынкe рeшeния удoвлeтвoряют трeбoвaниям пoжaрнoй бeзoпaснoсти вoздуxoвoдoв и oтнoсятся к гoрючим.

Oдин и тoт жe бaзaльт и рaзнaя фoльгa

Испытaниe aрмирoвaннoй фoльги

нa oгнeстoйкoсть

Oдин изо сaмыx рaспрoстрaнённыx вaриaнтoв oбeспeчeния пoжaрoбeзoпaснoсти воздуховодов — протекция их рулонными материалами сверху основе базальтового волокна. Вариолит — вещество вулканического происхождения. Так-таки благодаря составу материалы для его основе выдерживают долговременное спецвоздействие высочайших температур без разор свойств. При пожаре сии покрытия не дымят и маловыгодный выделяют в окружающую среду токсичных продуктов горения. Опять-таки, несмотря на то отчего само базальтовое волокно относится к классу пожарной опасности строительного материала КМ0 и группе негорючести НГ, подобные решения мало-: неграмотный всегда обладают такими но характеристика.

Например, на рынке кушать привычные и уже зарекомендовавшие себя фабрикаты — маты ALU1 WIRED MAT компании ROCKWOOL. Они состоят изо каменной ваты (основа), неармированной фольги и сетки. Фабрикаты прошиваются проволокой. Фольга сдобная и прочная, толщиной 34–40 мкм. Симпатия крепится механически, и в таком решении простой нечему гореть. Противопожарные характеристики подобных материалов невыгодный вызывают сомнений, их неоднократно выбирают для защиты крупных объектов: как например, ALU1 WIRED MAT используются для огнезащиты воздуховодов держи заводе ОАО «Фармстандарт-Уфавита», в одном с красивейших жилых комплексов столицы «Садовые кварталы» и хоть на некоторых станциях Московского метрополитена.

В так же время сейчас широкое продолжение получили маты из базальтового супертонкого волокна (БСТВ). Они считаются сильнее доступным и сберегающим пространство решением. В соответствии с сути, такой мат — та а каменная вата, но покрытая тонкой армированной фольгой. Последняя толщиной 9–11 мкм требует армирования. Армировка приклеивается к фольге в полимерное основание. Именно такого типа клеевой слой влияет для конечные характеристики всего решения. Ясно это доказало испытание, проведённое в независимой лаборатории и инициированное экспертами компании ROCKWOOL, одного с ведущих производителей тепло-, звукоизоляции и огнезащиты с каменной ваты. Специалисты проверили огнезащитные покрытия исполнение) воздуховодов на основе базальтового супертонкого волокна с покрытием алюминиевой фольгой.

БСТВ: досмотр на горючесть не пройдено

Представители компании ROCKWOOL протестировали самые распространённые бери рынке продукты. Из 11 образцов продукции разных производителей декларируемые пожарные характеристики (огнестойкость) подтвердились лишь у одного. Испытания проводились в независимой лаборатории ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”» в 2020 и 2021 годах. Испытание осуществлялось в соответствии с ГОСТ 30244–94 «Материалы строительные. Методы испытаний сверху горючесть» по методике I для того негорючих материалов. Тестировались отдельные среда: фольга и минераловатное основание.

о правилам поверка начинается с подготовки образцов цилиндрической телосложение диаметром 45 мм и высотой 50 мм. Разве толщина материала меньше 50 мм, так экземпляр изготавливается из соответствующего количества слоёв. Вот и все подготавливается стопка вырезанных с фольги кружков, которая должна бок о бок сжиматься проволокой.

Образец помещается в специальную сандал, заранее разогретую до 745–755 °С. Испытания проводятся 30 минут, в изм которых фиксируются температуры и наличествование самостоятельного пламенного горения. Впоследствии извлечения образца сравнивается его гибель до и после проверки. Данные относится к горючим, если отнюдь не подтверждается хотя бы Водан из факторов:

    1. прирост температуры в печи составил не в такой степени 50 °С;
    2. потеря народ образца — не более 50 %;
    3. долновременность устойчивого пламенного горения — приставки не- более 10 секунд.

Коль скоро материал оказался горючим, ровно его группу горючести только и остается определить по методике II.

В ходе испытаний 11 закупленных образцов БСТВ в десяти случаях станиоль с клеевым слоем горела паче 10 секунд. Следовательно, покрытые ею маты изо каменной ваты не могут причисляться к негорючим материалам. Ниже представлены сведения лабораторных испытаний ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”

Тестируемый натурщик

Результаты определения группы негорючих материалов 1

1

Комбинированное огнезащитное выкрашивание для воздуховодов Изовент (ЕI 30)

Горький материал

2

Кроз Огневент-Трапп EI 60-20-1Ф1000 каш/ф

Топкий материал

3

Самоклеющееся огнезащитное облепление ОГНЕСПАС AIRSTEEL 20 000 х 1 200 х 5 (EI 60)

Топкий материал

4

ОГНЕСПАС МВБОР 5Ф 20 000 х 1 200 х 5

Воспламеняющийся материал

5

ОГНЕСПАС ВЕНТИ ТИБ-1Ф 6 000 х 1 000 х 20

Возгораемый материал

6

Теплоогнезащитное покрытие про воздуховодов БИЗОН-20-1Ф (EI 60)

Горький материал

7

НЗТМ Материал трикотажный базальтовый огнезащитный рулонный ВМБОР-5Ф (20 000 х 1 200 х 5)

Легковоспламеняющийся материал

8

БОС Огнезащитный базальтовый работа PRO-МБОР-5-1НФ (20 000 х 1 200 х 5 мм)

Негорящий материал

9

ОГНЕМАТ МПБОР-5-1Ф 20 000 х 1 200 (уп. 24 м2) Ост

Горючий материал

10

Материал базальтовый огнезащитный МБОР-5Ф (30 000 х 1 500 х 5, сверток 45 м2)

Горючий материал

11

ВЗТМ Огнезащитный базальтовый информация ОБМ-5Ф (20 000 х 1 200 х 5)

Легкогорючий материал

1) Во всех случаях горючим являлся дернина фольги (кашировки).

Почему производители выпускают противоречащую нормам продукцию.

Причины выпуска решений, которые далеко не удовлетворяют требованиям пожарной безопасности, целиком прозаичны:

  • у компаний нет технологической внутренние резервы изготавливать продукты, на которые лист крепится механически;
  • материал с умыслом удешевляют для увеличения собственной прибыли, в) такой степени как неармированная фольга, применяющаяся в «традиционных» изделиях, вопрос жизни и смерти толще, а следовательно, дороже, нежели армированная.

Слоистые решения, в книжка числе кашированные алюминиевой фольгой, могут взяться негорючими только при отказе с использования полимерных материалов в составе фольги (кашировки). Испытания интересах определения их класса пожаробезопасности должны состоять добросовестными и производиться отдельно пользу кого всех слоёв. Материал может прилагаться для огнезащиты воздуховодов, только лишь если каждый его хромосфера прошёл проверку.

Наглядный проба, проведённый компанией ROCKWOOL и ИЦ «Огнестойкость» АО «ЦСИ “Огнестойкость”», показывает, почто на рынке огнезащитных покрытий исполнение) воздуховодов сложилась критическая картина: часть продукции не соответствует требованиям законодательства. Намеренная имитация сертификатов вводит в заблуждение проектные и строительные организации и подвергает опасности здания и находящихся в них людей. Приковывание всех заинтересованных лиц к проблеме и контролю рынка поможет в будущем навести погреб последствия от пожаров и подстраховать не одну человеческую содержание.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.